Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS Среда, 08.05.2024, 00:33

Анкудиновка

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [25]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Два чувства дивно близки нам...
Два чувства дивно близки нам… 
 
Два чувства, дивно близкие нам, связаны  тонко и сложно. Александр Сергеевич говорит о гробах отеческих — о могучем родовом тыле, что даёт незыблемую земную опору тем, кого то ли Бог, то ли Его оппонент догадал родиться в России с умом и талантом, как самого Пушкина, и тем, кто, не умея переводить божественные глаголы на внятный людям язык, ощущает это интуитивно, нутром.
Когда-то давно жизнь семьи, одного её поколения за другим, протекала в родовом доме, который становился первой, малой родиной. В отчий дом возвращались, образ его хранили в памяти на чужбине; защищая родную землю от врагов, защищали в первую очередь его, свой дом. Теперь почти ни у кого из нас такого семейного гнезда нет: современные люди более подвижны, легко меняют квартиру на квартиру, город на город, страну на страну. Это как будто неплохо — есть выбор, есть чувство свободы, открытости мира, единства разных народов. Обратная же сторона этой медали — риск потерять духовную оседлость (термин академика Д. С. Лихачёва), укоренённость в культуре той земли, где Бог — всё-таки Бог! — догадал тебя родиться.
Многие, особенно помоложе, возразят: "Да что она такое, эта оседлость, и зачем нужна? Не более чем консервативная привычка, добровольная тюрьма, внутренняя несвобода! Не лучше ли быть "гражданином мира”, чем патриотическим лаптем щи хлебать? Жизнь даётся человеку один раз, и прожить её надо". Конечно, послушав Рогозина и иже с ним, играющих на уязвлённом национальном самолюбии, говорить вслух о любви к родине постесняешься. Но почему-то в образцово демократической Америке быть гражданином своей страны и патриотом не стыдно, а естественно (правда, там не делают из этого профессии).
Ясный и простой ответ даёт христианский педагог протоиерей Борис Ничипоров: "Подлинными гражданами могут стать только те… которые проникнутся духовной истиной и правдой своей земли, почувствуют и узнают сердцем природу её духовности, её веру. Можно быть коммерсантом, парикмахером, врачом, актёром — кем угодно. Но нельзя ничего создать, будучи чужим на своей земле" (Времена и сроки. Книга вторая. Проповеди, беседы, эссе. М., 2002).
Одна из важнейших и неотъемлемых черт российской духовной культуры — любовь к отеческим гробам. Именно любовь. Когда Пушкин писал о родном пепелище, он, несомненно, имел в виду и осиротевший дом в Михайловском, неподалёку от которого на смиренном кладбище покоились его умерший в младенчестве брат и другие Пушкины. В том, что и его гроб привезли под стены Святогорского монастыря, — великая правда и мудрость Божьего Промысла. Здесь годом раньше он похоронил мать и сделал вклад на свою могилу, место для которой выбрал сам; здесь, а не в холодном мраморе петербургских некрополей его душа только и могла обрести покой и волю. Давно, усталый раб, замыслил он побег в обитель дальнюю — и так оно и вышло.
Как мы меняемся возле родных могил! Как стихает и мягчеет душа, вспоминая ушедших! В нашем церковном календаре не счесть дней поминовения. Великим постом, пишет о. Борис, "каждая суббота — родительская… Это есть ответ Церкви на наши самые сокровенные чаяния. Какие? Исполнить долг благодарения, восстановить мир со всеми, живыми и усопшими… утолить пронзительную жалость об ушедших "преждевременно”… хотя умом-то понимаем: не мы устанавливаем времена и сроки жизни. У Бога нет ничего преждевременного".
Человек не может полноценно жить в безопорном пространстве, в духовной невесомости. Должно быть у него место, где встречаются, соединяются, ведут безмолвную беседу земное и небесное, тленное и не подвластное тлению. И если это не храм, то что же ещё, как не зелёный холмик с крестом, обнесённый незамысловатой оградой? Есть у тебя такое место — и ты не безроден, потому что тут у тебя родня и родина. А если нет…
Мог ли представить себе Александр Сергеевич, с надеждой окликавший племя младое, незнакомое, что через полтора столетия породит Россия новых варваров? Что одни, устыдившись казённого равнодушия военных и прочих ведомств, спустя шесть десятков лет после Победы будут собирать по лесам и оврагам кости непогребённых солдат Великой Отечественной, а другие, налившись для пущего куража водкой, осквернять свастикой могилы с неславянскими фамилиями? Или родители не удосужились хотя бы раз в жизни взять их с собой на кладбище в родительскую субботу — "день великой мудрости и покоя"?
В детстве мне очень нравилось делать книжки-малышки. Вырванные из журнала листы надо было сложить, не перепутав страниц, разрезать по сгибам и сшить обыкновенными нитками. Их накопилось у меня много, но в памяти осталась почему-то только одна, с отрывком из того же Пушкина:
Зачем же, поле, смолкло ты
И поросло травой забвенья?
Времён от вечной темноты,
Быть может, нет и мне спасенья?
Быть может, на холме немом
Поставят тихий гроб Русланов,
И струны громкие Баянов
Не будут говорить о нём…
Цитирую, как запомнилось тогда, в дошкольном возрасте. Наверное, впервые, ещё ни разу не столкнувшись со смертью лицом к лицу, детская душа испытала такую пронзительную печаль и ясно представила себе бескрайнее пустынное поле, погружённое в вечную тьму и поросшее травой забвенья. Прошло много лет, и мой маленький сын, которому я читала вслух "Руслана и Людмилу", неутешно расплакался на том же самом месте.
Нам не напрасно заповедано иметь память смертную. И день поминовения "нужен всем: и живым, и усопшим. Как-то по-особенному мы стоим в храме в этот день. Как будто на берегу вечной реки Леты. Она уже унесла многих моих. А что же я-то стою против них?! Что же я-то перед лицом своей совести, перед лицом Божиим?! Великие вопросы! И часто нет ответа… Но приходишь домой, а в душе уже нет той вины и тоски. Есть чудо покоя и примирения. Душа сегодня потрудилась. В сердце сошлись вечное и временное, человеческое и Божественное" (о. Борис Ничипоров).
Вечное в нас не приемлет смерти, не верит в неё. Человеческое, плотское — тоскует и оплакивает безвидно лежащую земную красу, искажённый тлением образ Божий. Примирить то и другое могут лишь вера, надежда на то, что
…у гробового входа
Младая будет жизнь играть
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Вера, надежда и — любовь.
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Пушкин ищет единственно верную формулу — ответ на вопрос, почему это так.
Земля была б без них пустыня
и без бытия
Отечество святыня
И семья
Ещё один вариант второй строфы:
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как пустыня
И как алтарь без божества.
Стихотворение было опубликовано посмертно с чеканной концовкой:
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.
 
Алла Калмыкова.


Источник: http://www.istina.religare.ru/article133.html
Категория: Мои статьи | Добавил: Анкудин (13.01.2010) | Автор: Глотин Евгений.
Просмотров: 2974 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1 xiromant  
0
Статья очень хорошая но мне кажется раскрыта не полностью как быть русскому который был рожден в ближнем зарубежье и понятие Родина для нас гораздо шире и минталитет унас совсем другой и приехали в Россию домой потому что русские и потому что там стало все по другому и потому что там мы тоже чужие а как быть с могилами своих близких которые остались там это не наша вина что мы остались безродными а наша беда но нет виноватых жизнь есть жизнь и прожить ее надо как вы цитировали но можно было бы прожить ее хороше если бы мы нужны были бы сдесь но это не так сдесь мы тоже чужие об этом не говорят нас просто игнорируют есть много примеров этому ну об этом позже если захотите узнать мое мнение

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Анкудиновка
  • Мой Петербург
  • Музыкальная картинка "Одноклассники"
  • Фото
  • Музыкальная картинка"Анкудиновка"
  • Видео

  • Copyright MyCorp © 2024